Ритмические упражнения в схемах

Ритмические упражнения в схемах
Ритмические упражнения в схемах
Ритмические упражнения в схемах
Ритмические упражнения в схемах

Ритмические упражнения в предмете «Основы сценического движения» имеют целью повысить уровень ритмичности настолько, чтобы он позволял чутко реагировать на задания, исходящие от музыки. Попутно учащиеся знакомятся с теми понятиями из элементарной теории музыки, без которых практические занятия по движению будут затруднены.
Все упражнения, начиная с ходьбы и пробежки, выполняются под музыку. Несмотря на то что музыка в первоначальных упражнениях является главным образом регулятором скорости, она вместе с тем заставляет учащихся подчинять движения ее характеру, т. е. чувствовать и отражать в движениях акценты и кульминации, без которых вообще нет ритма. Понятно, на-сколько обеднится содержание урока, если в упражнениях первой и второй тем музыку подменить счетом, хлопками или ударами метронома. Намного облегчает выполнение упражнений и эмоциональный фон, легко создаваемый музыкой.
Выполнение упражнений раздела «Воспитание ритмичности» возможно только под музыку; она здесь — ведущий фактор, с помощью которого создается техника ритмических упражнений, а качество «ритмичность» развивается в нужном драматическому искусству направлении. На музыку нужно реагировать непосредственно при выполнении ритмического упражнения или после прослушивания музыки, . как бы отвечая на реплику партнера, в роли которого выступает музыка. В этом случае существенной задачей является оценка характера музыкальной реплики, ее интонации, и отражение этого характера в движениях тела.
На занятиях приходится пользоваться различными построениями группы: по кругу, шеренгой, «стайкой», т. е. без равнения, не в затылок друг другу, так, чтобы все видели педагога, а педагог видел всех.
На первом же уроке, перед началом практических занятий, преподаватель объясняет, что наибольшая длительность музыкального звука обозначается целой нотой; длительность вдвое короче — половинной нотой; длительность вдвое короче половинной — четвертной нотой; еще вдвое короче — восьмой нотой; вдвое более короткой, чем восьмая, — шестнадцатой нотой и т. д.
Для того чтобы сравнивать между собой звуки различной длительности, за единицу отсчета принимают, например, четвертную ноту и называют ее «счетной ритмической долей». В простейших случаях звук по длительности может быть равен этой счетной доле, может быть в 2 или в 4 раза длиннее либо короче ее. Наглядно это показано в таблице соотношения длительности звуков, обозначенных нотами.


Абсолютная длительность нот может быть весьма различной и зависит от выбранного темпа, т. е. от скорости отсчета. Можно считать медленно (например, со скоростью 30 ударов в минуту), со средней быстротой (например, 60 ударов в минуту) и быстро (например, 120 ударов в минуту).
Упражнение 55.
Исходное положение — построение группы по кругу. Техника исполнения. Идти мерными шагами и хлопать в ладоши так, чтобы хлопки совпадали с шагами. Хлопки следует производить концами пальцев правой руки по ладони левой. Методические указания. Следить за точностью совпадения каждого хлопка с очередным шагом и за их равномерностью. Равномерность достигается постоянством размера выполняемых движений, т. е. величины замаха перед каждым хлопком. В выполнении замаха участвует вся рука, согнутая в локтевом суставе. Направление замахов — в сторону и несколько вверх. Сила хлопков и их равномерность во времени должны определяться не столько мышечным усилием, сколько силой, возникающей от тяжести самих рук. После хлопка руки как бы отскакивают друг от друга и принимают исходное перед хлопком положение, начиная с кистей. Такое выполнение хлопков предупреждает излишнее напряжение.  
Упражнение следует повторить несколько раз, добиваясь автоматизма в его выполнении. Проверкой автоматизма могут служить такие дополнительные задания: подсчет количества предметов, находящихся в помещении; наблюдение за занимающимися, с тем чтобы ответить на внезапный вопрос преподавателя или рассказать об особенностях внешности того или иного ученика и т. п., причем сделать это, не прерывая упражнения.
Упражнение 56.
Исходное положение то же, что в упражнении 55. Техника исполнения. Идти так же, как в упражнении 55, но хлопать в ладоши так, чтобы на каждый шаг приходилось по два выполняемых равномерно хлопка.
Упражнение 57.

Исходное положение то же. Техника исполнения:


Вначале темп — 100 ударов метронома в минуту, позднее — 60 ударов.
Методические указания. Педагог следит за сохранением постоянной скорости при переключениях, не допуская непроизвольного убыстрения темпа, что часто случается, особенно когда упражнение выполняется в медленном темпе. Причина этого явления сложная. В какой-то степени оно зависит от частичного раскрепощения мускулатуры. Непроизвольно возникающее явление зажима приводит к такому же непроизвольно возникающему желанию освободиться от него и выражается в стремлении сделать следующее движение. В результате темп исполнения постепенно и непроизвольно возрастает (интересно отметить, что он никогда не замедляется непроизвольно). Важно обучить умению держать заданный темп.
Упражнение 58.
Построение по кругу парами. Техника исполнения:

Методические указания. Педагог следит за точностью переключения с одной скорости на другую. Точность .переключения будет обеспечена, если вынос ноги для ходьбы четвертями после закончившегося выполнения ходьбы половинами будет начат точно за одну четверть до начала ходьбы четвертями. Выполнение этого указания крайне важно.
В этом упражнении начинается работа над воспитанием чувства темпа. Обращаем внимание учащихся на важность умения держать заданный темп. Приучаем их не только слушать шаги партнеров, но и, оценивая их темп, ориентировать по ним выполнение своих шагов. Учимся выравнивать силу звука шагов, выполняемых партнерами на четверти попеременно. В целом должна получиться хорошо организованная шумовая музыка.
Упражнение 59.
Построение такое же, как в упражнении 58.


Техника исполнения:
Так следует идти половинами и бежать восьмыми, одновременно хлопая на четверти руками. Пробежки выполняются легко, с приподниманием на носки. Методические указания. Когда установится четкое выполнение этого упражнения, прекращаем хлопки и переключаем все внимание на выполнение восьмых партнером. Добиваемся точности и четкости перехода шагов с половинных нот на восьмые, что обеспечивается своевременным началом выноса ноги ровно за четверть перед наступлением половинной ноты. Начало этого движения (выноса) должно сопровождаться внутренним побуждением сделать движение своевременно. Эта внутренне созданная команда обязательно вызовет в теле ответную реакцию в виде легко ощутимого физического толчка (это обстоятельство крайне важно). Не следует спешить с переходом к более трудному следующему разделу/ не добившись высокого качества в исполнении пяти предложенных упражнений.
Прежде чем перейти к следующим упражнениям, объясняем учащимся, что каждое музыкальное произведение разделяется на такты. Такт — это часть музыкального произведения (и соответствующей ей нотной записи), которая начинается с сильной доли данного музыкального отрезка и кончается перед сильной долей следующего. Вспомним звучание любого вальса, и мы прежде всего ощутим ритмическую структуру аккомпанемента. Часто воспроизводят некое «ум-па-па-, ум-па-па-», где «ум-» — доля ударная, сильная, а «па-па» — доли безударные, слабые. Следовательно, каждый такт вальса состоит из трех счетных долей: одной сильной и двух слабых. На нотном стане, состоящем из пяти горизонтальных линеек, соседние такты отделяются друг от друга вертикальной чертой; она называется «тактовой». Тактовая черта всегда ставится перед сильной долей такта, тем самым и служа для ее обозначения. Каждый такт состоит из определенного количества сильных (акцентируемых) и слабых (неакцентируемых) долей, составляющих, как правило, одинаковые по длительности для всего произведения или для его части такты.
Общее количество долей в такте определяет собой его метр. Метр — это равномерное чередование сильных и слабых долей такта. В вальсе, например, метр трехдольный.
Если доли такта выразить определенной ритмической длительностью (четвертью, половиной и т. п.), мы получим размер такта. То есть размером такта называется метр, доли которого выражены определенной ритмической длительностью. Размер тактов обозначается в начале каждого произведения дробью, в которой числитель обозначает количество долей в такте, а знаменатель указывает длительность каждой доли.
Различаются такты простые и сложные. Метр и размер простого такта — двухдольный или трехдольный, причем одна доля сильная и одна или две слабые. Сложный такт получается в результате слияния двух или нескольких простых. Таким образом, в сложном такте имеется несколько акцентированных долей. Акцент первой доли сильнее акцентов остальных сильных долей. Поэтому первую долю сложного такта называют сильной долей; первые доли второго и последующих (если они имеются) простых тактов, из коих слагается данный сложный такт, — относительно сильные доли; остальные — слабые доли. Например: такт размером 4/4, т. е. четырехдольный, состоящий из четвертных долей. Его можно представить образованным из двух двухдольных тактов, где второй в некотором смысле подчиняется первому: акцент на первой доле первого двухдольного такта сильнее акцента на первой доле второго двухдольного такта. Следовательно, в этом сложном такте мы имеем дело по крайней мере с тремя силами звука:

здесь сильная доля — первая доля такта, относительно сильная доля — третья, слабые доли — вторая и четвертая.
Следование друг за другом равных по длительности тактов и правильное чередование акцентов в них образуют в музыке закономерное движение — своеобразную метрическую пульсацию, заставляющую нас выполнять движения в такт с музыкой, например так, как это происходит во время танца.
Упражнение 60.
Ходьба. Построить группу по кругу. Идти спокойным шагом (80 м/м (буквами м/м будем в дальнейшем обозначать удары метронома в минуту)), слегка акцентируя каждый нечетный шаг. Добиться автоматизма в выполнении задания. Музыкальное сопровождение в размере 2/4.
Упражнение 61.
Ходьба. Построение то же, что в упр. 60. Идти, чередуя один «ударный» шаг (шаг, на котором делается акцент) с двумя «безударными» (более легкими) шагами. Музыкальное сопровождение в размере 3/4.
Упражнение 62.
Ходьба. Построение то же, что в упр. 60. Идти, последовательно чередуя один ударный (сильный) шаг, один безударный (слабый), один шаг средней силы и еще один безударный шаг. Очень важно добиться четкого, но без грубости, разделения ударов на три уровня по силе. Размер музыкального сопровождения — 4/4.
Далее объясняем учащимся, что метр явственнее всего прослушивается в аккомпанементе. Мелодия состоит из звуков самой различной длительности, однако с тем непременным усло-вием, чтобы сумма длительности звуков, входящих в каждый такт, строго соответствовала размеру такта, а сама мелодия подчинялась его метрической организации, его метру.
Звуки разной длительности, составляющие мелодию, складываются в ритмический рисунок данного ее отрезка. В начальной стадии воспитания ритмичности упражнения и состоят из выполнения шагами ритмического рисунка мелодии, причем на ритмическую структуру аккомпанемента учащиеся вначале не обращают внимания. При этом возникает много неточностей, особенно при включении в движение и при его остановке в конце музыкальной фразы, а также при внезапных переходах от мелких ритмических долей к крупным и наоборот. Эти почти всегда возникающие ошибки вызывают необходимость дать учащимся несколько специальных упражнений.
Упражнение 63.
Воспроизведение ритмического рисунка. Расположить группу перед доской или перед специальной таблицей, на которой записаны нотами различные ритмические рисунки. Группа передает ритмический рисунок произнесением слога «та-» разной длительности. Перед началом «татирования» педагог просчитывает один такт: «раз», «два», «три» ... для задания группе темпа и указывает, какой из ритмических рисунков, приведенных в таблице, подлежит передаче. Вначале темп не должен превышать 60 ударов метронома в минуту, а при развитом навыке следует поднять темп до 100 и. больше ударов в минуту.


Заканчивая просчитывание такта, педагог несколько акцентирует долю, непосредственно предшествующую началу упражнения (например, приходящуюся на счет «четыре»). Или, лучше, вместо произнесения слова «четыре» педагог сам «берет дыхание» (как делают на звуке «и» перед началом счета), тем самым приглашая группу последовать его примеру. Таким образом, группа включается в упражнение за одну счетную долю до его звукового выполнения. На эту точность, на своевременное «взятие дыхания» следует обратить особое внимание.
Упражнение 64.
Используются ритмические рисунки упр. 63. Исходное положение: пальцы правой руки касаются ладони левой. Техника исполнения. Хлопками в ладоши передать ритмический рисунок, указанный педагогом. На счет «четыре» кисти рук упругим движением отталкиваются друг от друга» тем самым обеспечивая замах к хлопку. При передаче четвертной доли и меньших длительностей движение отдачи нужно использовать для нового замаха. При передаче половинных долей, и больших длительностей руки после хлопка остаются в исходном положении, а упругий «остаток» осуществляется за четверть до очередного хлопка. Таким образом, на замах к хлопку, как правило, затрачивается одна счетная доля времени. (На это обстоятельство надо обратить особое внимание учащихся.) Упражнение можно выполнить под устный счет педагога или всей группы либо под аккомпанемент концертмейстера, который играет четвертями по четыре аккорда одной и той же гармонии, меняя ее при каждом переходе от такта к такту.
Пример аккомпанемента к упражнениям 63 и 64 (в основу положена гармоническая последовательность этюда № 1 Ф. Шопена):


Упражнение 65.
Передача ритмических рисунков упражнения 63 шагами. Построить группу по кругу. Упражнение строится как «эхо»: концертмейстер исполняет ритмический рисунок протяженностью в два такта, группа стоит и слушает; после окончания второго такта учащиеся передают ритмический рисунок исполненного двутакта, но уже без музыкального сопровождения. Успешность выполнения зависит в первую очередь от своевременности выноса ноги для первого шага, начало которого должно осуществляться строго за одну четверть (на одну счетную долю) до начала третьего такта.


Методические указания. Если выполнение рисунка шагами вполне соответствует музыкальному заданию, каждый пример проигрывается на рояле и выполняется шагами только один раз. Если же выполнение неточное, пример повторяют, но желательно не более четырех раз. Когда выполнение и после четвертой попытки оказывается неточным, рекомендуем сначала пропеть или «протатировать» этот музыкальный отрывок. Убедившись, что все учащиеся правильно понимают ритмический рисунок, предлагаем передать его хлопками в ладоши и затем снова перейти к выполнению шагами. Напоминаем, что вместе с выносом ноги для шага необходимо слегка наклонить тело вперед до возникновения неустойчивого равновесия. Тогда выполнение шага  станет неизбежным,  а  значит,  органичным.
Педагог сам определяет, какие ритмические рисунки и в каком порядке надо пройти на том или ином уроке. Он так регулирует темп исполнения и вводимые затруднения, чтобы к уровню ловкости и ритмичности учеников предъявлялись каждый раз более высокие требования. Упражнение обязательно должно быть выполнено, но хороший результат может быть получен только после соответствующего труда. Учащиеся должны усваивать каждый новый пример или его вариант за максимум четыре повторения. Если достижение верного результата требует больших повторений, это означает, что упражнение излишне трудно.
Неоднократное практическое исполнение приведенных в таблице ритмических рисунков положительно влияет не только на ритмичность, но и на ловкость. Например, обеспечивает возможность быстрого приспособления к изменившимся обстоятельствам, мгновенной остановки на слабой доле после быстрого движения, когда возникает необходимость преодолеть пространство так, чтобы на сильную долю пришлось начало основного физического действия.
Упражнение 66.
Тренировка ритмичности. Построить группу по кругу.
Техника исполнения. Спеть, «протатировать» и передать хлопками в ладоши ритмический рисунок отрывка из песни А. Новикова «Марш коммунистических бригад» — один музыкальный период, состоящий из двух предложений. Затем выполнить ритмический рисунок песни шагами.

Методические указания. Первая задача состоит в том, чтобы добиться правильного соподчинения тактовых акцентов. Вторая задача ,— достигнуть правильного ритмического подразделения примера в целом. Это означает, что должны быть приняты единые меры длительности и силы звука, определены характер и значимость всех звуков мелодии и найден способ передачи их шагами, точно и органично совпадающими с мелодией. После соответствующего объяснения предлагаем ученикам выполнить эту задачу.
Третья задача состоит в том, чтобы добиться правильной фразировки, сознательного членения музыкальной речи и отражения этого членения в движениях. Для этого , необходимо дать учащимся понятие о строении музыкальной речи. Указываем, что, как правило, законченная музыкальная мысль укладывается в восемь тактов. Такой сложный такт — восьми-такт — называется «периодом». Период обычно подразделяется на два музыкальных предложения, различающихся главным образом характером окончания. Окончание первого предложения хотя и ясно ощутимо, но требует продолжения; здесь как бы поставлена запятая. Второе предложение заканчивается так, что ясно ощущается точка. Каждое музыкальное предложение в свою очередь подразделяется на фразы, как правило протяженностью в два такта. Фразы состоят из мотивов — простых тактов с одной кульминацией в каждом; это наименьшие музыкальнее единицы, имеющие смысловое значение.
После такого разъяснения приступаем к практическому выполнению ритмического рисунка песни шагами, передавая в движении метрические акценты и, по возможности, изменения силы, скорости и характера звучания в соответствии с исполнением концертмейстера.
После практического освоения всех этих трудностей напоминаем учащимся, что всякое действие целеустремленно. Развертывающееся движение потока музыки также всегда стремится к своей цели — к кульминации, после которой наступает некий спад. Отдельные куски музыки — музыкальные мотивы, фразы, периоды с их частными кульминациями, соподчиняясь, как бы устремляются к общей, главной кульминации. Если все это будет выражено в ритмическом рисунке шагами, будет .решена главная задача темы «Воспитание ритмичности» — передача содержания музыки в движениях тела.
Содержание музыки в значительной мере проявляется в ритме, понимаемом в широком смысле этого слова, а не только как «организованная последовательность длительностей нот» (т. е. как определяют ритм в учебниках по элементарной теории музыки). Широкое понимание термина «ритм» включает в себя и изменения в напряженности эмоционального настроя, созда-ваемые всеми средствами музыкальной выразительности. Такими средствами являются характер мелодии, ее темп, акцентировка, степень слитности или расчлененности и т. д. — все то, что может оказать влияние на исполнителей, отражающих движениями тела содержание музыки. Все изменения в звучании музыки должны найти отражение в особенностях осанки, походки, в выражении лица. Правильное выполнение таких заданий свидетельствует о достаточно развитой, воспитанной податливости организма будущего актера.
Тактирование и дирижирование.
Перед тем как приступить к важному разделу движений типа, дирижерских жестов — тактированию, преподаватель рассказывает, что под настоящим дирижированием понимается процесс управления оркестром, хором, исполняющим музыкальное произведение, — процесс активного воздействия, подчинения исполнителей воле и намерениям дирижера. Под тактированием понимается отражение в движениях рук метрической организации музыки, т. е. отражение количества долей в такте и в известной мере их относительной длительности.
Знакомство с азбукой дирижирования и тактирования вовсе не означает овладения искусством дирижирования. Простейшие элементы тактирования и дирижирования используются в предмете как средство совершенствования ритмичности и пластических возможностей будущих актеров, и прежде всего координации движений рук с движениями ног при непременном участии в этом процессе всего тела. Второй целью этих упражнений является создание . волевых, выразительно действующих рук, свободных как от зажимов, так и от разболтанности.
В основу тактирования положены двух-, трех- и четырехдольные размеры и соответствующие им схемы движений рук (схемы даны для правой руки). Двухдольные размеры (метры) тактируются двумя движениями рук: вниз и вверх (схема 1), трехдольные метры — тремя движениями рук: вниз, в стороны и по диагонали к исходной точке на уровне груди (схема 2). Четырехдольные метры тактируются четырьмя движениями рук: вниз, по диагонали до уровня груди, в стороны и вверх (схема 3).


Как видно из схем тактирования, первая доля — сильная — всегда тактируется сверху вниз, что обеспечивает ее наибольший акцент. Слабые доли обычно тактируются движениями рук, так или иначе направленными вверх. В первом случае сила тяжести как бы складывается с мышечным усилием, во втором силу тяжести приходится как бы преодолевать, что, естественно, ослабляет силу удара. Большая амплитуда третьего движения (в схеме четырехдольного метра), направленного по горизонтали, означает промежуточный по силе удар. Отметим, что от-носительно сильная доля любого сложного метра всегда тактируется по горизонтали вправо (для правой руки). Начало метрической доли наступает в момент окончания движения, в точке, к которой устремляется рука.
Обычно часть учеников, усвоив схемы тактирования, подсознательно видоизменяет их, предваряя каждое движение замахом, приводящим к более активному тактированию. Это при-ближает схемы тактирования к так называемым сеткам дирижерских взмахов. Такой подсознательный переход от тактирования к дирижированию, т. е. к активному воздействию жестом не только на партнера, но и на собственное тело, при сочетании тактирования с ходьбой, является естественным, ему не следует противиться. Необходимо следить за тем, чтобы в этих упражнениях не терялась ясность расположения долей сетки в пространстве. Когда активизация такого воздействия возникает подсознательно, можно сделать вывод о наличии у учащегося природной способности отражать свою внутреннюю эмоциональную оценку исполняемого музыкального произведения. Приводим простые варианты сеток (схемы 4—6), под которые удобно ходить.


Для дирижирования характерно, что все удары предваряются замахом, так называемым «ауфтактом», и производятся по вертикали вниз. Относительная тяжесть удара определяется высотой падения руки. Замах к любой доле производится из положения предыдущей доли. На предваряющий ту или иную долю замах затрачивается одна счетная доля времени. Даже если движение начинается с сильной доли, замах начинают из положения последней доли предыдущего такта. Удар наносится по воображаемой плоскости как результат свободного падения рук и тут же переходит в движение отдачи, являющееся замахом к следующей доле.
Упражнение 67.
Ходьба. Построить группу по кругу. Техника исполнения. Идти, акцентируя первый из каждых двух шагов, первый из каждых трех шагов и, наконец, первый и третий шаги из каждых четырех, причем акцент первого должен быть сильнее акцента третьего шага, т. е. быть в полном соответствии с акцентами в музыке. Методические указания. Надо дать учащимся на личном опыте убедиться, насколько утомительна ходьба первого варианта по сравнению с остальными, как выгодно отличается четырехдольный метр от двухдольного при ходьбе. Сказать, что этим объясняется четырехдольный размер большинства маршей.
Упражнение 68.
Тактирование «на два». Группа располагается «стайкой». Исходное положение: руки подняты вверх. Техника исполнения. Руки чуть ускоренным движением по вертикали вниз приходят в нижнюю опорную точку. Мышцы, удерживающие кисть в положении естественного продолжения предплечья, несколько напряжены. В момент достижения нижней опорной точки (т. е. в момент перемены направления движения) кисть по инерции «наносит удар» вниз. Затем руки чуть ускоренно поднимаются по вертикали вверх, устремляясь к верхней опорной точке. В момент изменения в направлении движения кисти рук «наносят удар» тыльной стороной вверх. На этом цикл заканчивается. Удар, наносимый вниз, сильнее удара вверх.
Упражнение 69.
Тактирование «на три».
Исходное положение то же, что в упражнении 68. Тактировать «на три»: вниз, в стороны, вверх; одна доля сильная, две слабые.
Техника исполнения аналогична технике исполнения предыдущего упражнения.
Упражнение 70. 
Тактирование «на четыре».
Исходное положение то же, что в упраженении 68.
Техника исполнения. Тактировать «на четыре» по схеме 3. Добиться ясно ощутимого подразделения ударов по их силе на три группы: группу сильных ударов (первые доли), группу ударов средней силы (третьи доли в четырехдольном метре) и группу слабых ударов. Упражнение приносит учащимся тем больше пользы, чем тоньше дифференциация, т. е. чем меньше разница в силе ударов сильных и слабых при ясно ощутимом их различии.
Упражнение 72.
Тактирование «на три» и ходьба. Построение по кругу.
Техника исполнения. Сочетать тактирование «на три» с ходьбой: одна доля акцентированная, т. е. сильная, и две слабые.
Упражнение 73.
Тактирование «на четыре» и ходьба. Построение по кругу. Сочетать тактирование «на четыре» с ходьбой: первая доля сильная, акцентированная; вторая слабая; третья акцентированная, но слабее, чем первая; четвертая слабая.
Упражнение 74.
Дирижирование. Построение «стайкой». Руки согнуты в локтевом суставе, локти немного выдвинуты вперед, ладони открыты. Преподаватель видит неотрывно направленные на него ладони рук учащихся. Руки становятся как бы глазами корпуса, требующими внимания. Концертмейстер начинает исполнять музыку, метр которой — четырехдольный. Учащиеся слушают музыку и по мере уяснения метра самостоятельно включаются в дирижирование по соответствующей сетке. Концертмейстер меняет метр, как только видит, что все учащиеся верно исполнили движения. Учащиеся немедленно приостанавливают дирижирование, стараются понять новый метр и вновь включаются в дирижирование (и т. д.). Если дирижерские сетки не усвоены, можно ограничиться тактированием по вышеприведенным  схемам.   В  этом   случае учащиеся в исходном положении держат руки поднятыми вверх.

 

Можно использовать здесь музыку к упр. 63 и 64, видоизменяя её в зависимости от метра согласно образцу:


Упражнение 75.
Исходное положение — ходьба по кругу четвертями под музыку. Техника исполнения. На фоне ходьбы по кругу преподаватель два раза диктует задание: исполнить ритмический рисунок двутакта по четыре четверти в каждом такте, например: половина — две четверти — целая. Подает команду «Гоп!» Со следующего за этой командой шага группа, два раза выполняет продиктованный ритмический рисунок и самостоятельно переключается на ходьбу четвертями.
Надо добиваться, чтобы занимающиеся в первую очередь научились правильно воспринимать и отражать в движениях тела длительность музыкальных звуков и их соотношение, воспринимать и отражать метрические акценты, согласовывать темп движений с темпом музыки, а также с темпом движений партнера (группы). Они должны научиться изменять тяжесть (силу) и величину шагов, добиваться их слитности или расчлененности: (плавности или отрывистости), т. е. всего того, что определяет характер походки, подчиняя ее особенностям исполняемой: музыки.
Их умения постепенно совершенствуются. Вначале учащиеся передают изменения в силе звучания музыки реальным, изменением силы звучания шагов. Позднее характер музыки и его изменения найдут непроизвольное отражение в осанке и выразительности движений всего тела.
Поскольку не все преподаватели предмета «Основы сценического движения» имеют музыкальное образование, ритмический раздел урока может проводить концертмейстер — грамотный музыкант.
Ритмический раздел в нашем предмете имеет малый объем, однако некоторые упражнения обладают при этом очень широкими возможностями, например упражнение типа «эхо». В этом; упражнении, при всей малочисленности приведенных примеров,, трудно исчерпать варианты их применения (см. конец раздела о ритмичности).
Следует, однако, указать, что подобные упражнения могут принести  как  огромную   пользу, так и заметный вред. С их помощью занимающиеся учатся отражать в движениях тела содержание музыки, делать зримыми возникающие под воздействием музыки эмоциональные состояния, а поведение в целом — целесообразным, целеустремленным. Это — идеальная форма выполнения упражнения «эхо». Однако некоторые преподаватели ограничиваются только передачей ритма, метра, что само по себе немаловажно, но недостаточно. Тем самым игнори-руется главное, что могут дать ритмические упражнения в воспитании драматического актера. Если при верной передаче метра поведение оказывается неловким, с зажимами, с наигрышем, т. е. не соответствующим музыке, — упражнение приносит явный вред. Успех зависит от преподавателя, от понимания им задач раздела, от его познаний в области музыкальной выразительности, от его методической подготовленности. Многое зависит и от квалификации концертмейстера, от его желания стать участником педагогического процесса. Простота и ясность изложения музыкальной мысли, ее доступность пониманию, восприятию учащихся, возможность ее пластического выражения — вот далеко не полный перечень требований к музыке в предмете «Основы сценического движения» вообще и в его ритмическом разделе в особенности.
Приведем возможный вариант построения ритмического раздела на первых восьми уроках по движению (из расчета по 30 минут в каждом уроке).
Урок 1. Рассказать о целях и задачах ритмического раздела в предмете «Основы- сценического движения». Объяснить порядок выполнения ритмических упражнений одновременно с музыкой и упражнений типа «эхо». Дать обозначение длительности звуков. Выполнить с учащимися упр. 56, 57, 58.
Урок 2. Повторить упражнения урока 1. Пройти упр. 59. Рассказать о такте, метре и размере. Затем повторить упр. 59 и выполнить упр. 60, 61 и 62.
Урок 3. Повторить упр. 57, постепенно меняя темп, и упр. 5.8, выполняя его очень. медленно, тихо, но очень четко, не допуская ускорений. В случае затруднений предложить учащимся произносить слог «та-» восьмыми. Повторить упр. 59. Рассказать о ритмическом рисунке. Упр. 63 и 64.
Урок 4. Повторить упр. 58 и 59 с учетом метрической организации тактов, т. е. делая соответствующие метрические акценты. Выполнить упр. 65. Пройти ритмические рисунки, четко расставляя метрические акценты.
Урок 5. Пройти ритмические рисунки упр. 65 или часть из них, меняя скорость исполнения, но оставаясь в рамках доступного учащимся. Тщательно добиваться ловкого выполнения при-меров шагами, точного включения в движение и точной остановки. Показать, что это возможно лишь при овладении инерциями своего тела, т. е. при умении заранее подготавливать тело к включению в скорость или к остановке. Рассказать о простейшей музыкальной единице (простом такте, мотиве), заключающей в себе законченную мысль. Проиллюстрировать, написав на доске первые восемь тактов песни А. Новикова «Марш коммунистических бригад». Упр. 66.
Урок 6. Пройти ритмические рисунки упр. 65 (или часть из них), меняя не только и не столько скорость, сколько характер. исполнения. Если учащиеся не справляются, задание следует немедленно упростить, а причину невыполнения искать в неправильном методическом подходе, в отсутствии достаточной постепенности в усложнении задания. Пройти упр. 66 (концерт-мейстер меняет скорость и характер исполнения). Рассказать о дирижировании и тактировании. Пройти упр. 67, 68, 69 и 70.
Урок 7. Повторить упр. 59 и 65. Повторить упр. 66, подчиняя движение характеру исполнения (торжественно — лирично, отрывисто — слитно, громко — тихо). Пройти упр. 71, 72, 73.
Урок 8. Повторить упр. 65, 66, 74, 75.
В дальнейшие уроки по движению преподаватель может вкрапливать ритмические задания по своему усмотрению. Цель их — дальнейшее совершенствование ритмических способностей учащихся, исходя из музыкальных возможностей групп и состояния их психофизической подготовленности. Могут использоваться варианты упр. 65, которые полезно предлагать по 5—8 минут на протяжении всего курса. Необходимо, чтобы задания всегда содержали новый элемент или новое сочетание элементов. Повторение только того, что известно, принесет пользу лишь как форма моторного тренинга, а этого недостаточно для совершенствования ритмичности.

< Предыдущая   Следующая > Ритмические упражнения в схемах Ритмические упражнения в схемах Ритмические упражнения в схемах Ритмические упражнения в схемах Ритмические упражнения в схемах Ритмические упражнения в схемах Ритмические упражнения в схемах Ритмические упражнения в схемах Ритмические упражнения в схемах Ритмические упражнения в схемах Ритмические упражнения в схемах

Изучаем далее:



Как сделать маленькую лодочку

Красивая рамка для поздравления в картинках

Открытка шоколадница внутри

Поздравление молодых свекром

Оформление альбома мой детский сад своими руками